Что значит толерантный мужчина. Толерантный человек - сказка об идеальной личности? Плюсы и минусы

«Я не толерантен – мне не все равно», – звучат строки из песни небезызвестного отечественного музыканта. Не могу не согласиться. Толерантность – не синоним равнодушию. Толерантность предполагает умение и способность уважать, принимать и признавать права других людей, их интересы, вкусы, свободу. Но нельзя быть толерантным к таким понятиям, как агрессия, насилие, жестокость.

Общечеловеческими ценностями являются жизнь, свобода, здоровье, семья. Но имеет ли право на жизнь тот, кто разрушает или забирает другие жизни? Где проходит граница толерантности? Есть ли она? Как ее найти? Давайте разберемся.

Термин «толерантность» заимствован из медицины, где он значит привыкание организма к чему-либо, повышение устойчивости, снижение защитной функции. Например, в контексте рассмотрения проблемы алкоголизма используется понятие «рост толерантности организма к алкоголю» – повышение дозы, переносимой организмом без тяжелых последствий. То есть ослабление реакций иммунитета на какой-то агрессор.

В медицине постоянный рост толерантности неизбежно ведет живой организм к смерти из-за полностью утраченной способности бороться с раздражителями, вырабатывать защитные антитела. Дословно «толерантность» с латинского языка переводится как «терпеть, привыкать».

С медициной все ясно: толерантность не сулит ничего хорошего, это плохое явление. А что говорит на этот счет психология? Почему мы так любим воспитывать толерантность в детях и что вкладываем в это понятие? В психологии и социологии под толерантностью подразумевается терпимость к иному образу жизни, иным людей, иному мировоззрению, поведению, обычаям, традициям, привычкам, вере. «Все мы люди, и мы равны между собой!» – девиз классического представления о толерантности.

На современном этапе развития общества толерантность трактуется уже не так однозначно:

  • Умение смиряться с неприятными, расхожими с нашими, убеждениями и поступками других людей.
  • Психологическая устойчивость в .
  • Признание, уважение, понимание и принятие культурного многообразия общества, индивидуально-личностных особенностей людей (классическое представление о толерантности в рамках множества наций, культур, вер, здоровья и так далее).
  • Терпимость ко всему, что происходит в обществе.
  • «Это его жизнь. Пусть делает, что хочет. Меня не трогает и ладно».

К сожалению, толерантность в современном представлении все больше подбирается к термину «равнодушие» (снижение или полное исчезновение эмоционального и поведенческого психического реагирования на внешние неблагоприятные факторы). Мы настолько хорошо научились признавать права других людей, принимать любой образ жизни, что стали толерантны к маньякам, алкоголикам, дракам под окнами дома, бродяжничеству детей, хамству, хулиганству.

Я понимаю, что своя жизнь всегда дороже. Тем более, как правило, она связана еще с несколькими жизнями. Но на мой взгляд, медицинское представление о толерантности применимо теперь и в психологии. Что интересно, даже в официальных документах федерального и национального уровня в последнее время встречается замена термина «толерантность» на термин «терпимость». Не опасно ли быть толерантным?

Виды и уровни толерантности

Толерантность может быть:

  • политической;
  • гендерной;
  • педагогической (уровень образования, интеллектуального развития);
  • возрастной (но «он же ребенок» не оправдание жестокости);
  • религиозной;
  • по отношению к людям с особыми потребностями.

Вспомните, с какой легкостью дети заводят знакомства (им не важен возраст, пол, раса, статус), конечно, если родители не успели внушить ребенку разницу. Почему это происходит? С рождения нам всем дана способность к толерантности, так называемая натуральная толерантность, но с возрастом мы ее утрачиваем. Такая особенность связана с функционированием психики в раннем возрасте: ребенок не отделяет себя от внешнего мира.

Среди уровней толерантности можно выделить:

  1. Личностная толерантность. Подразумевает широкое мировосприятие, уважение и понимание ценности права каждого человека реализовывать свой потенциал любым путем.
  2. Социальная толерантность. Создание личностью соответствующего круга общения, разделяющего ее взгляды на толерантность и поддерживающего общественный баланс. Внутренние убеждения переходят в систему поведения, направляют активность личности.
  3. Моральная толерантность. Человек учится сдерживать свои эмоции и поведение в ситуации, когда этого требуют общественные нормы или внутренние убеждения, несмотря на негативно раздражающие внешние условия. Помогает в этом мудрость, логика и саморегуляция. Противодействовать можно, но социально приемлемым путем, а не уподобляясь внешним раздражителям.
  4. Нравственная толерантность. Человек старается войти в положение другого («внешнего раздражителя»), понять мотивы его поведения. Если это удается, то самоконтроль приобретает внутреннюю базу, а не условное следование нормам. Предыдущий уровень помогает избегать (трудных ситуаций), а этот уровень позволяет разрешать конфликты, находить точки соприкосновения («Я тебя понимаю, но и ты меня пойми»).

Толерантность бывает низкой (раздражение от всего мира), средней (терпение к достоинствам и недостатка некоторых людей, стремление к общению), высокой (полное принятие тех, с кем человек общается, удовольствие от общения, комфорт от жизни). Важно, чтобы толерантность создавала комфортные условия жизни. Когда мы ненавидим и не понимаем все вокруг, то нас «все бесит» – какое уж тут удовольствие. Когда мы слепо принимаем все, то можем лишить себя комфорта, создавая опасные условия вокруг, сея страх. И только при высокой, но корректной толерантности, при избирательном отношении к своему окружению мы живем счастливо, в ладу и комфорте с собой, обществом.

Таким образом, быть толерантным – это хотеть понять, разобраться, найти общие точки с другим человеком; интерес к неизвестному. И только в процессе анализа человек решает: принимать или не принимать, понимает он это или не понимает. Хороший пример толерантности – стремление понять традиции других культур, интерес к обычаям, сравнение со своей культурой.

Нужна ли толерантность

На мой взгляд, нужно быть толерантным, но нельзя быть терпимым. Да, мы должны признавать права других культур и наций, особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Но мы не должны быть терпимы к безусловному злу. Под этим я подразумеваю любой образ жизни, мешающий другим людям и самой , то есть асоциальный образ жизни.

И да, нужно быть устойчивым к трудностям жизни, но нельзя быть терпимым. Нужно занимать активную толерантную позицию, если так можно выразиться:

  • У нас не должна отсутствовать реакция на что-то противоречащее нормам общества или нашим личным убеждениям.
  • Полная толерантность – это смерть, в нашем случае – моральная, нравственная, психологическая. В отдельных случаях, возможно, и физическая смерть.
  • Толерантностью можно добиться того, что человек совсем перестанет противостоять внешним раздражителям, а будет слепо вбирать в себя, принимать в свой все, что ему дают, или регулярно занижать необходимые условия жизни. Это мы и наблюдаем в современном обществе.

В технических науках «толерантность» значит «допустимое отклонение, не влияющее на функциональность и ценность». Думаю, это и можно взять на вооружение. «Ты никого этим не удивишь» – назвала бы я основную мысль нашего общества. Потому и предлагаю рассматривать толерантность как допустимое, не влияющее на функциональность, отклонение: делай с собой что хочешь, но так, что бы это не лишало тебя личностной ценности, общественной значимости и не мешало обществу. Мы уже не реагируем на татуировки, пирсинг, экстремальные развлечения. Это всего лишь оболочка. Куда важнее толерантность к внутреннему миру людей.

Мы стали настолько открыты всему новому, что забыли об избирательности. Нельзя принимать все, что встает на твоем пути. Нужно анализировать, нужно иметь устойчивую систему ценностей и взглядов. Нужно выстраивать личностные границы. Должно быть что-то, что вы никогда не примите в людях. Но речь ни в коем случае не о нации, вере или особенностях здоровья, речь о личностных качествах.

Например, я не приемлю оскорбления и крики. В моем доме их нет и не будет, иначе из него уйду я. В моем окружении нет людей, которые питаются этим. Во-первых, я не приемлю это, а значит, так не веду себя, во-вторых, пресекаются попытки или отсекаются люди. Кто-то расценит такую позицию как холодность или грубость. Будем толерантны: у каждого есть право на свое мнение. Но с человеком, для которого ценность и норма жизни – оскорбления, нам не по пути. «Я толерантен, но мне не все равно» – перефразирую мысль, с которой начала эту статью:

  • Я не толерантна к тем, кто обижает животных, но я толерантна к психическим особенностям этих людей и их детства или педагогической запущенности.
  • Я смогла бы понять и принять их боль, но не последствия и не нежелание бороться со своими проблемами.

Быть толерантным и быть терпимым, равнодушным – это разные вещи. Примеры можно продолжать до бесконечности. Например, нужно быть толерантным к вкусовым предпочтениям в музыке (кто-то слушает рок, кто-то классику, кто-то реп). Не важно, какой жанр дарит человеку внутреннюю гармонию, если он не влияет на социальное поведение, то почему бы нет. Можно не понимать, как это слушают, но просто принять. А вот если музыка орет под окнами и не дает спать, то тут уже совсем не важно, что это за жанр, важно асоциальное поведение людей. Тут о принятии не может идти речь, ибо в этом контексте оно рождает вседозволенность.

Как быть толерантным

Если ваша проблема в классическом представлении толерантности, то есть вы не умеете признавать права других людей на жизнь, веру, стиль музыки, нацию и так далее, то вот несколько советов о том, как быть толерантным:

  1. Толерантность формируется как . Чем чаще мы чему-то подвергаемся и одинаково реагируем на раздражитель, тем крепче в нашем сознании, а затем подсознании фиксируется этот стереотип поведения.
  2. В каждом человеке при детальном анализе можно найти следы множества рас. Тесты эти, конечно, дорогие, но как альтернативу им можно найти книги, статьи, видео по этой теме. Гены, народности, расы и нации настолько смешались, что невозможно найти 100 % русского человека или турка, немца, украинца. Начните с себя.
  3. Осознайте, что толерантность нужна вам, а не кому-то другому. Она обеспечивает психологически комфортную жизнь. Вы не сможете изменить весь мир так, как это нужно вам. Так не проще ли для собственного душевного благополучия принять особенности других людей?
  4. Был ли бы наш мир таким же, если бы все люди были одинаковыми? Нет. Люди, создающие историю, уникальны. Среди них немало людей с особыми потребностями здоровья (Стивен Хокинг, Людвиг ван Бетховен, Алексей Маресьев) или разных наций (известный и непревзойденный педагог Шалва Амонашвили). Про страны и нации можно говорить бесконечно. Например, множество зарубежных теорий легли в основу отечественной психологии. У науки, а значит, и жизни нет понятия «наши» и «ваши». Есть понятие общего прогресса, сознания, опыта, культуры. Займитесь изучением литературы, особенно научных изданий, истории. Осознайте ценность «разношерстного» общества.
  5. . Именно она помогает понимать других людей, вставать на их место, сравнивать себя с ними.
  6. Росту толерантности способствует личное общение с иными людьми, проживание в другой стране, работа в коллективе. Самое сложное – заставить себя вступить в такие группы, познакомиться с иными людьми, заслужить их расположение и положительно зарекомендовать себя. Сначала придется надеяться только на моральную толерантность и , но чем больше вы будете проводить время в условиях неизвестного и непонятного, тем проще это будет удаваться, а толерантность плавно перейдет на нравственный уровень.
  7. Не исключено, что вы просто с людьми и грешите . Тогда нужно бороться с этим.
  8. Избавляйтесь от стереотипов, предрассудков. Сами получайте и обрабатывайте информацию о других людях. Наш уровень толерантности определяется и средой, в которой мы выросли. Если во взрослом возрасте мы замечаем пробоину в этом месте, то приходится начинать все с начала посредством самовоспитания.
  9. Не критикуйте, а интересуйтесь. Возьмите за правило не судить, не разобравшись, не задав вопрос «почему?».
  10. Принятие других начинается с . Возможно, вас в детстве не принимали, а во взрослости вы не может принять себя.

Итак, толерантный человек:

  • Знает себя, адекватно оценивает себя и окружающих людей, свои достоинства и недостатки, умеет их признавать, принимать, а при необходимости – исправлять.
  • и уверен в собственных силах. Знает, что справится с любыми трудностями.
  • Несет ответственность за свою жизнь, поступки и их последствия. Не перекладывает ответственность на других людей или обстоятельства.
  • Стремится к самореализации в работе, обществе, творчестве, то есть всех аспектах жизни.
  • Имеет развитое .

В то время как человек, не отличающийся толерантностью:

  • В себе видит достоинства, а в других только недостатки. Обвиняет людей за это.
  • , . Постоянно пребывает в чувстве , боится самого себя, мира, окружения (хоть и не всегда это осознает, признает).
  • Перекладывает с себя ответственность за неудачи.
  • Безынициативен, пассивен, не стремится к самореализации.
  • Болезненно реагирует на шутки, особенно в свой адрес. Сам использует черный юмор.

Очевидно, что прийти к толерантности можно только через самопознание и саморазвитие, а также с помощью активного практического взаимодействия с миром.

Тренинг на развитие толерантности

Предлагаю вашему вниманию тренинг Е. С. Арбузовой на развитие толерантности. Упражнения можно использовать как отдельно, так и в комплексе. Подойдут они для взрослых и старших подростков. Рекомендуется проводить тренинг в группе.

«Приветствие»

Участникам тренинга предлагается здороваться друг с другом так, как это принято в разных странах. Например, рукопожатие и взгляд глаза в глаза из Германии, трение носами от эскимосов и так далее.

«Что в имени моем»

Это упражнение позволит нестандартно взглянуть на самого себя и научит общаться с другими. На листе нужно написать свое имя, но задом наперед. Теперь на каждую букву нужно подобрать слово, но так, чтобы вместе получилось какое-то напутствие, послание. Если букв в имени не хватает, то можно попросить у кого-то лишнюю букву. Но нельзя просить конкретную, нужно брать ту, что дают.

«Телеграмма»

Желательно проводить упражнение в группах минимум по 6 человек. В каждой группе записываются инициалы участников (имя и фамилия). Задача – составить послание из всех инициалов.

«Презентация»

Участники разбиваются на пары. Задача – пообщаться друг с другом, после чего представить (презентовать, описать, рассказать) своего партнера по общению.

Альтернативный вариант – сначала один участник пары рассказывает историю про выдуманного героя со своим реальным именем. Потом партнер старается угадать реальные факты о предыдущем рассказчике. Предположить, как тот видит мир, что для него ценно, что его тревожит и так далее. Наши фантазии, выдуманные истории точнее всего передают актуальное состояние внутреннего мира. Хотим мы того или нет, но подсознание возьмет бразды правления. Особенно, когда у героя сказки имя такое же, как у нас. Так что остается лишь слушать внимательно собеседника.

«Детектив»

Упражнение проводится в парах. Участникам запрещено разговаривать. Разрешено лишь показать друг другу 6 (больше или меньше) личных предметов. Задача второго участника пары – составить описание личности его партнера по этим предметам. Партнер опровергает или подтверждает утверждения.

«Опиши меня»

Участники в парах общаются друг с другом в течение 5 минут. После этого отворачиваются друг от друга и пишут мини-статью (описание), где фиксируют внешние, индивидуально-личностные, поведенческие особенности партнера. Партнер опровергает или подтверждает утверждения. Упражнение развивает наблюдательность, интуицию, память, эмпатию; улучшает взаимоотношения, взаимопонимание участников.

«Солнце светит для тех, кто …»

Один из участников выходит в центр круга и говорит «Солнце светит для тех, кто …» (называет свое достоинство или недостаток, пристрастие, симпатию или антипатию и так далее). Если в группе кто-то находится с таким же утверждением, то он выходит в круг и произносит свое утверждение. В конце проводится рефлексия (что стало неожиданностью, что между нами общего, рад ли я этому).

Альтернативный вариант: участник называет факт про себя, но в форме «те, у кого есть сестра, хлопнут в ладоши». Хлопает сам и смотрит, у кого еще есть сестры. Утверждения могут быть самыми разными, как и последующие действия. Цель – лучше узнать друг друга, найти точки соприкосновения, принять недостатки, подчеркнуть достоинства.

«Правда и ложь»

Каждый участник пишет на бумаге 3 утверждения про себя (два правдивы, одно – ложное). Задача других участников – отгадать, что является ложью.

Упражнений на развитие толерантности существует множество. Можно даже самим придумывать. Как видите, их основа одна: подчеркнуть сходства, найти и понять прелесть различий, научиться понимать других, принять себя и других.

Толерантность (здоровая, адекватная) – признак зрелой личности. Именно умение отделить терпимость (равнодушие) от толерантности (избирательность, уважение, понимание, принятие) и нужно в себе воспитывать. В противном случае личный уровень притязаний может упасть настолько низко, что сам человек не заметит, как окажется на социальном дне. Нельзя всегда терпеть, нужно бороться за свое и комфорт.

Толерантность обуславливает сотрудничество, взаимодействие людей, комфортное и продуктивное сосуществование, жизнь в одном обществе. Нельзя подменять понятие толерантности терминами «равнодушие», «жалость», «принуждение», «чувство долга». Толерантным нужно быть осознанно, не приравнивая это к манипуляциям или показухе.

Ежегодно 16 ноября мир отмечает День терпимости. Школьные учителя развешивают плакаты о добре человека к человеку, устраивают конкурс рисунков, рассказывают о многообразии культур. Но что значит быть толерантным в семье, на работе, на улице? Как уважать других, но не ущемлять свои права? И что есть показателем толерантного поведения? Об этом размышляют представители ООН, духовные лидеры и обычные люди.

Что такое толерантность

Толерантность - это терпимость к праву других людей на свое, отличное от нашего, мировоззрение, образ жизни, сексуальную ориентацию, поведение. Необходима по отношению к другому народу, национальности, религии, гендеру. В то же время толерантность не означает уступки, безразличия или отказа от собственного мнения, верований, убеждений или морали. Можно быть терпимым к ценностям другого человека, но оставлять за собой право на несогласие с его убеждениями. Например: быть терпимым к пьянице, но осуждать само явления пьянства.

Различные словари трактуют толерантность по-разному. Научная литература объясняет терпимость как признание равенства, отрицание превосходства. В педагогике – обозначает доброжелательность к разным группам населения. В этике – это моральное качество, которое характеризует признание человеком интересов и принципов окружающих. Философы считают это качество жизненной позицией, а политики – активным отношением, взаимопониманием и сотрудничеством.

Как сказала генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай «Толерантность – это гуманизм в действии». В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила ежегодно праздновать день терпимости и ненасилия. Теперь каждый год 16 ноября в школах, других учебных заведениях проводят открытые уроки, показывают фильмы о взаимном согласии между культурами и народностями. А Центры толерантности во многих странах проводят Неделю толерантности для привлечения внимания общественности к этой проблеме.

То есть в повседневном понимании толерантность – это жизнь в ладу с другими сообществами. Но не понятно, где заканчивается этот лад и есть ли границы толерантности? В общечеловеческом понимании о терпимости позволительно забыть, когда встречаются проявления расизма, национализма, антисемитизма, человекофобии, этнофобии. Но это тонкая грань, о которой размышляют философы на протяжении столетий.

Откуда произошла толерантность

С латыни термин «tolerantia» переводился как «вынужденное терпение, добровольно перенесенные страдания», поэтому изначально отождествлялся с негативом, злом. Позже к переводу добавилось понятие «сдержанность» и толерантность трактовалась как уступка в вопросе свободы вероисповедания.

В XVІІ веке толерантность вывели отдельной философской категорией. Это произошло после Тридцатилетней войны, во время которой конфликтующие религиозные фанатики чуть не поубивали друг друга. Самым известным защитником терпимости к представителям других религиозных конфессий был Вольтер.

В 1953 году английский врач ввел это понятие для обозначения терпимости иммунитета к пересаженным чужеродным тканям. Одновременно это привыкание организма к лекарствам . Толерантность – это полная неспособность организма вырабатывать антитела, что приводит к неминуемой смерти человека.

В XIX веке проблемами терпимости занялись социологи. К определению толерантности добавилось понимание самовыражения и внутренней свободы, а также терпеливость к оппонентам во время дискуссий. Сегодня благодаря усилиям ЮНЕСКО толерантность стала международным понятием, которое расшифровывается как склонность к компромиссу, соглашению.

Толерантность – это духовное понятие, которое заложено во всех религиях мира . Цитата из Евангелия: «Не судите, да не судимы будете ». Похожие высказывания есть в Конфуцианстве, в Исламе, Индуизме. Есть и слова из народной мудрости: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут » или «В чей обоз сел, те песни и пой ».

Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай-Лама XIV говорит, что терпение и терпимость нельзя считать признаком слабости. Это признаки силы не растить в себе гнев и обиду. А способность прощать – это настоящее противоядие гневу.

Зачем нужна толерантность

Во время массовой миграции народов, терактов, сексуальных скандалов наше человеколюбие постоянно подвергается испытанию на прочность. Сложности возникают не только между людьми, но и целыми сообществами. Ситуация усложняется тем, что многим не понятно, где же границы терпимости. Одно дело – уважать последователей другой религии, другое – отказаться от привычной одежды, чтобы кого-то не обидеть. И это не выдумка. Одна из школ Великобритании запретила девочкам носить школьные юбки, чтобы не оскорблять детей-трансгендеров различиями в одежде.

Но философы и психологи сходятся в одном: толерантность помогает нам достойно принять то, что мы не в состоянии изменить . И при этом получить все возможные выгоды. Идея терпимости также заключается в принятии разнообразия мира как неотвратимого факта. Чтобы идеи толерантности познавались с детства, в школах проводят уроки терпимости. Взрослым приходится воспитывать себя самостоятельно.

Если воспитание в себе терпимости дается слишком тяжело, стоит поглубже вникнуть в причины антипатии к другим людям. Возможно, причиной этому есть детская психотравма или устаревшие взгляды на жизнь, которые пора поменять. Ведь окружающий мир меняется непрерывно. Но одно дело знать, как описывают толерантность ученые и совсем другое – знать свою мотивацию:

Противоположное понятие толерантности – нетерпимость. Нетерпимость – прекрасный повод снять с себя ответственность за свою жизнь. Ведь все неудачи можно свалить на представителей других национальностей, нацменьшинств или еще кого-нибудь. Нетерпимость лишает нас возможности договориться с другими людьми, прийти к компромиссу. И это качество очень мешает построить нам прочные отношения.

Когда толерантность – это плохо?

Толерантность к унижению – это когда человек считает насилие над собой нормой. Мало того, он внутренне соглашается с насильником и продолжает унижать себя самостоятельно. Например, кто-то сделал замечание по поводу моей фигуры. Уверенный человек возмутится, скажет «это мое дело». Терпимый к насилию промолчит, и потом будет испытывать чувство стыда и унижения.

Психотерапевты утверждают, что толерантность к насилию возникает из-за неумения дать отпор . Фундамент такой неуверенности закладывается в семьях с тоталитарными родителями. Мнение ребенка не учитывается, родители всегда знают «как правильно». Чтобы избежать наказания ребенок привыкает: нельзя сопротивляться, нужно быть удобным для других. Повзрослев, он добровольно ищет своего «палача», ожидая одобрения, поддержки и наказания.

Терпимость к насилию порождает ранимость. Неспособный защитить себя человек – одна открытая рана. Любое слово, неодобрительный взгляд он воспринимает в свою сторону. И от этого страдает еще больше. Из этой ситуации есть один выход: учиться себя защищать. Как говорится – спасение утопающих, дело рук самих утопающих.

Выводы

  • Толерантность – это уважение, понимание, а также принятие многообразия культурных ценностей, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
  • Вопрос о терпимости не такой молодой, как кажется. В древнем мире толерантность была добродетелью. Позже о ней размышляли Вольтер, Дж. Локк. И. Гете.
  • Нетерпимость провоцирует деструктивное поведение, лишает возможности договориться.
  • Терпимость к унижению формируется в детстве и заставляет проживать жизнь с позиции жертвы.

Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о (межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости). Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.

На наш взгляд, толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.

Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. (Интолерантность – в основе убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Отказ в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочтение отдаётся подавлению, а не убеждению (Кинкулькин А. Т.).

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличии довольно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.



3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении . Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5.Ориентация на себя – ориентация на других . Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

4. Приверженность к порядку . Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии . Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высо­ких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8 Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться нал своими недостатками, и они не стремятся к превосходству нал другими.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть нал другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, есть два пути развития личности интолерантный и толерантный.

Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. (Анекдот: – Ну почему, почему, почему меня никто не любит, чтоб вы все сдохли?!).

Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

· расположенность к другим людям;

· снисходительность;

· терпение;

· чувство юмора;

· чуткость;

· доверие;

· альтруизм;

· терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. п.);

· умение владеть собой;

· доброжелательность;

· умение не осуждать других;

· гуманизм;

· умение слушать собеседника;

· любознательность;

· способность к сопереживанию.

(Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения. )

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует со­вершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпи­мости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:

Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

Игнорирование (отказ в беседе, в признании);

Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

Преследования, запугивания, угрозы;

Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

Империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

Осквернение религиозных или культурных символов;

Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

Изгнание (официальное или насильственное);

Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения,убийства).

Таким образом, интолерантный класс характеризуется следующими признаками:

ü Игнорирование

ü Отстранение

ü Обзывание

ü Обвинение, упреки

ü Осуждение, критика

ü Морализирование, проповедь

Определить является ли класс интолерантным, можно, руководствуясь следующими признаками:

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный оттенок?

Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения . Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения» . Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?
Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки, или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

Изгнание. Был ли кто-то из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в коллектив?

Сегрегация. Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброже­лательным отношением к миру.

(Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (подготовлена на основе работ Г. Оллпорта см.61)

Толерантность… Для жителей нашей страны это слово пока не очень привычно. По какой-то причине многие до сих пор воспринимают его, как что-то заморское и диковинное.

Разные страны – разное понимание


Во всех культурах понимание толерантности отличается, все зависит от того, какой у конкретного народа был опыт.

В английском языке толерантность означает способность и готовность воспринимать любую вещь или личность без протеста. В то же самое время во французском языке это слово означает уважение свободы другого человека, того, как он мыслит, как себя ведет, а так же его религиозных и политических взглядов. В Китае быть толерантным означает проявлять великодушие к другим людям. А вот для арабов это сострадание, прощение, расположенность, терпение. В русском языке очень похожим по смыслу можно назвать слово “терпимость”, то есть способность быть снисходительным к любым поступкам других людей, мириться с мнением, даже отличным от твоего.

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.



Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).




В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.




Важно ! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.



Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.



Толерантность и будущее

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.