Классно-урочная система обучения. Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки Достоинства классно урочной системы обучения

1. Классно-урочная система обучения, ее суть и история развития.

2. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса:

§ педагогические требования к уроку;

§ подготовка учителя к уроку;

§ типы уроков и их структура;

§ схема анализа урока;

§ пути повышения эффективности урока.

3. Внеурочные формы обучения.

4. Формы организации трудовой подготовки учащихся в школе, профтехучилище.

5. Нетрадиционные формы обучения.

Литература: 7, 11, 13, 23, 38, 42, 48, 51, 60.

Классно-урочная система обучения, ее суть и история развития

Классно-урочная система обучения - это такая организация учебного процесса, при которой ученики группируются по классам и основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по расписанию, составленному на основе учебного плана. Учебные помещения в школе называются классными комнатами, учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, агродилянкамы.

Классно-урочная система является важнейшим изобретением в дидактике. Она одолела долгий и сложный путь, придя на смену индивидуальному обучению, которое широко применялось в школах древнего мира и средневековья.

Некоторые черты классно-урочной системы имели место в средние века в монастырских школах (классы, парты, кафедра учителя, звонки перед началом и в конце занятий). В эпоху Возрождения появилось разделение детей на классы по знаниям, стали вводиться учебные планы, разнообразились методы и приемы обучения. Классно-урочная система была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20-30-х годах XVI века классно-урочная система применялась в общедоступных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии и в других странах.

Создателем классно-урочной системы справедливо считают Яна Амоса Коменского, который проверил, усовершенствовал и использовал ее основные принципы при организации школ в Чехии и Польше. В "Великой дидактике" и в "Законах благоустроенной школы" (1633-1638) он обобщил огромный опыт, оформил контуры классно-урочной системы, которая уже более 350 лет царит как форма организации учебно-воспитательного процесса в школах всего мира.

В XVI в. на территориях Правобережной Украины и Белоруссии началось развитие братских школ, где индивидуальная форма обучения заменялась постепенно классно-урочной системой обучения. В конце XVII века. определенные черты этой системы нашли отражение в Славяно-греко-латинской академии (Москва), а со второй половины XVIII века. классно-урочная система стала широко применяться в русских народных школах.

Развитие классно-урочной системы в XIX в. тесно связан с именем К. Д. Ушинского, который в своих трудах представил урок как неотъемлемую и главную форму классно-урочной системы. Разработанная Ушинского теория урока основана на его дидактическом учении о систематичности, последовательность и прочность усвоения знаний, о наглядности и активность учащихся в обучении, на учете психофизиологических законов и особенностей развития ребенка.

В конце XVIII - начале XIX в. получили распространение в различных странах белл-ланкастерская система обучения (названа именами английских педагогов А.Белла и Дж.Ланкастера) как система парного обучения: ученики были разделены на десятки (отделения), учились у своих старших товарищей ("мониторов"), которых в свою очередь готовил учитель. Вместо учебников широко применялись наглядный (самодельные таблицы). При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Эта система считается прогрессивной, в России свидетельство были офицеры-декабристы, которые таким образом учили письменности своих солдат. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но она не давала прочных знаний, потому что с "монитором" всегда можно было договориться, поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.

В 20-х годах XX в. были многочисленные попытки подменить установленную в советской школе классно-урочной системе обучения. В качестве альтернативы в 20-х годах в общеобразовательных школах широко применялся бригадно-лабораторный метод, который побуждал учеников объединяться в бригаду, обрабатывать материал под руководством учителя или консультанта, а затем один из учеников от всей бригады сдавал его учителю. Этот метод, как и каждый метод обучения, имел свои преимущества и недостатки: какой-то мере приучал учеников к самостоятельности, демократии и в то же время способствовал безответственности части учащихся, прятались за спиной бригадира. Бригадно-лабораторный метод был несколько похож на типичный американский «метод проектов», при котором ученики получали большое задание ("проект") и разрабатывали его по очереди.

В двадцатые годы в советскую школу частично проникла американская система Дальтон-план, правильнее Долтон-план (по названию американского города Долтон, где она широко применялась). Создателем этого плана стала известна учительница А. Паркхерст. Ученики сходились утром в школу в "класс организации", где они под руководством учителя-консультанта составляли план на день, а потом работали самостоятельно. Учет работы учащихся осуществлялся с помощью сложной системы: в конце занятия ученики сдавали зачет, результаты которого заносились в индивидуальную карточку. Домашние задания отсутствовали. Это была одна из самых распространенных школьных систем, основанных на принципе индивидуального обучения. Отрицательными чертами этой системы были: низкий уровень дисциплины, отсутствие работы учителя со всем классом, конечный слабый результат. В школах Украины и России в 20-х годах были попытки применения Дальтон-плана как формы "свободного обучения", но он оказался неэффективным.

В начале XX в. А. Ферьер (Швейцария), А. Декролли (Бельгия), А. Шульц (Германия) ввели в школах комплексный метод обучения, который заключался в объединении учебного материала вокруг тем-комплексов. Комплексность нарушала предметность преподавания, систематичность изучения основ наук. В советских школах западные комплексы заменялись новым содержанием, существовали комплексы-программы "Труд", "Природа", "Общество", предметная система почти терялась. Все эти системы обучения не выдерживали испытания конечным результатом - не хватало крепких систематизированных знаний, поэтому в 30-х годах отечественная школа и педагогическая наука отказалась от этих экспериментов с 1931 вернулась к классической классно-урочной системы обучения.

В США, Японии, во многих европейских странах классно-урочная система сохраняется только в младших (1-6) классах, а дальше обучение организуется добровольно в факультативных группах.

В последнее десятилетие классно-урочная система обучения обогатилась новыми теориями целостности, проблемно-развивающего и программированного обучения, крупноблочного системы преподавания, личностно-ориентированного обучения, дифференциации и индивидуализации учебной работы, самостоятельной работы учащихся и др. В систему учебных занятий прочно вошли наблюдения, демонстрации и различные лабораторные работы, экскурсии, использование технических средств обучения, опорных таблиц сигналов, учебные модули, стандартизация, 12-балльное оценивание и тематический учет знаний учащихся, диалог.

Классно-урочная система в школах Украины такие организационные признаки:

1. Комплектование классов в рамках единого возраста и численности согласно Положениям о общеобразовательную среднюю школу и другие учебно-воспитательные учреждения.

2. Основной формой организации учебного процесса является урок.

3. К урокам прилагаются другие формы обучения в классе.

4. Посещение уроков школьниками является обязательным.

5. Учебный год делится на семестры, между которыми есть каникулы.

Эти организационные признаки нужно воспринимать как фундамент организации всей деятельности школы, а классно-урочную систему как одну из начатых человечеством признаков культуры не только в образовании, но и в науке.

Эта форма обучения совершила революцию в системе образовании, она дала возможность массового обучения с наименьшими затратами ресурсов. Недаром ученые-педагоги всего мира посвятили ей свои фундаментальные труды, подвергая тщательному анализу все достоинства и недостатки. На сегодня классно-урочная система обучения - это лидирующая система организации школьного образования во многих государствах мира. Ее жизнеспособность на протяжении нескольких веков говорит о ее высокой продуктивности, доступности и лояльности к изменениям.

Классно-урочная система образования

Во все времена перед школой стояла важнейшая задача: не просто усвоение учащимся каких-то дисциплин, но и воспитание, формирование его как личности для дальнейшего самоопределения и адаптации в обществе. Успешная реализация поставленных задач была только в том случае, когда взаимодействие учителя и учеников представляло собой целенаправленную сформированную систему обучения, обеспечивающую единым развитием научные дисциплины и навыки самостоятельной работы.

Понимание организации классно-урочной системы обучения, ее сути сводится к тому, что ученики одного возраста и уровня развития составляют класс. И этот класс на протяжении всего периода обучения сохраняет свой постоянный состав. Основная форма занятий системы - это урок, имеющий четкую организованную структуру и временные рамки. Традиционно один урок отделяется для конкретного предмета или темы, где всю работу учащихся курирует учитель. И он же будет принимать окончательное решение об успеваемости по своему предмету отдельно каждого ученика.

Задатки классно-урочного обучения можно найти в истории древних цивилизаций. Например, в Древней Греции, афинская и спартанская школа воспитания. Там поступление в школу предусматривалось определенным возрастом, и процесс обучения шел по заранее установленному плану, а учащихся периодически группировали для совместных занятий. Также какие-то элементы данной системы наблюдались и в монастырских школах в Средние века.

Создатель классно-урочной системы обучения

Имея ряд социально-экономических предпосылок, классно-урочная система постепенно образовывалась как замена индивидуальному обучению. На стыке XV и XVI веков в Европе возникла потребность иного подхода к образованию. Первые шаги в построении классно-урочной системы обучения были сделаны Ф. Меланхтоном (1528 г.) в немецких учебных заведениях. Он поделил школу на классы с определенной учебной программой и планом обучения в каждом. Это дало основу формированию последующей системы.

Теоретическое обоснование системы, разработка и ее усовершенствование принадлежат Я. А. Коменскому (1592—1670 гг.), который воплотил в жизнь ее принципы, организовывая школы в Чехии и Польше. В своих трудах «Великая Дидактика» и «Законы благоустроенной школы» он обобщил и подытожил большой опыт педагогики, дав первоначальные очертания классно-урочной системы обучения. Эти работы были опубликованы не сразу, тем не менее они смогли вызвать широкий резонанс в обществе и первоначально были признаны в некоторых западных странах. Сегодня труды чешского педагога являются основополагающими в научной педагогике и переведены на многие языки мира.

К XIX веку классно-урочная система обучения Коменского завоевала всеобщее признание и утвердилась как одна из ведущих систем школьного образования во всем мире.

Характерные черты системы

Исторически групповой способ обучения известен достаточно давно, но именно при классно-урочной системе удалось добиться высоких результатов успеваемости учащихся как единой группы.

Основные признаки классно-урочной системы:

  • Выделяются две группы людей, которые учат - учителя, и которые учатся - ученики.
  • Учебный процесс разделяется на специализированные дисциплины, каждая из которых изучается в отдельности.
  • Обучающиеся распределяются на одновозрастные учебные группы - классы, с постоянным составом.
  • Вся учебная группа одновременно изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом.
  • Имеется согласованное расписание, общее для всего класса, которое содержит информацию о начале и завершении занятий, количестве предметов на каждый день, их длительности и времени отдыха между ними.

Основной компонент

Важной единицей всего образовательного цикла является урок. В классно-урочной системе обучения требования к нему определяются принципами учебного процесса, целями и поставленными задачами.

Все требования сводятся к трем основным пунктам:

  1. включают в себя: информацию, использование новейших технологий, творческий подход, сочетание различных методов и форм проведения, чередование коллективной работы с самостоятельной, обратная связь.
  2. Воспитательные - построение отношений с учащимися (внимательность и заинтересованность в успеваемости), воспитание общечеловеческих ценностей и положительных качеств.
  3. Развивающие требования - это культивирование интереса к учебной деятельности и творческой активности, определение уровня развития детей и разработка дальнейших шагов развития.

Независимо от системы обучения и ее методик, урок всегда будет оставаться основной формой построения учебного процесса.

Традиционное образование

Классно-урочная система обучения - это традиционная форма обучения, преобладающая во многих школах мира. Она родилась во времена промышленной революции как ответ на ее возрастающие запросы. Прогрессирующая промышленность требовала подготовки множества обученных работников. И школа предоставляла такие кадры, подготавливая учащихся к фабричному труду.

Но время не стоит на месте, человечество шагнуло в информационную эру. В конце XX века педагогика столкнулась с необходимостью личностно-ориентированного обучения. Все больше стал поступать «заказ» на личность, умеющую быстро ориентироваться в переменах и принимать нетипичные решения в сложившихся задачах. Теперь востребован творческий человек с нестандартным многоуровневым мышлением. К сожалению, традиционная система образования не справляется с поставленной задачей.

Достоинства и недостатки системы

История мировой педагогической практики содержит кладезь самых разнообразных форм обучения. И классно-урочная система обучения как одна из них также когда-то прошла свое возникновение, становление и совершенствование, а теперь неуклонно движется к своему закату. Все чаще стал подниматься вопрос о ее недостатках, отсталости, неспособности ответить на требования времени. Но наряду с этим никто не будет отрицать и преимущества системы: четко поставленная структура учебного процесса и воспитательной работы, взаимодействие и сотрудничество учащихся внутри группы, экономичность обучения.

Однако при всех своих значимых достоинствах классно-урочная система все же имеет и существенные минусы. И в первую очередь это то, что она ориентирована «на среднего» учащегося, на массовость, без учета каких-либо индивидуальных способностей. Слабые и сильные ученики при этом остаются в стороне, сдерживаясь в своем развитии. А еще есть группа школьников, мыслящих совсем «по-другому», у которых восприятие реальности идет, к примеру, кинетическим путем, им приходится труднее всего.

Критика системы Коменского

Выявленные минусы классно-урочной системы служили основанием для вполне оправданных критических высказываний в ее адрес. Польский педагог Ч. Куписевич, работая с вопросом проблемного обучения, заметил, что данная система навязывает искусственную атмосферу работы. Он также отмечал, что частая смена предметов за короткие отрезки времени не дает учащимся должной глубины знаний и погружения в предмет, отсюда и неуспеваемость. И такое явление, как второгодничество, в большинстве случаев объясняется тем, что не все дети выдерживают навязанный темп работы.

Критика системы образования еще более усилилась в конце прошлого века. Это стало толчком и для поиска новых систем обучения, и для модификации традиционной системы.

Попытки усовершенствования

Поиски и попытки перекроить классно-урочную систему образования начали предпринимать еще в XVIII веке. С первым предложением модернизации выступил английский священник А. Белль и педагог Д. Ланкастер. Они предложили систему взаимного обучения, где старшие ученики под наставлением учителя делились знаниями с младшими. Практика такого обучения применялась в Англии и Индии, но широкого распространения Белль-Ланкастерская система не получила.

Дальнейшие изыскания модернизации и развития классно-урочной системы обучения отразились в Батовской и Мангеймской системах в конце XIX века. Еще позднее американская учительница Е. Паркхерст разработала систему далтон-плана, по которой занятия с учащимися проходили индивидуально в лабораториях и кабинетах. Несмотря на полученную высокую оценку, система не смогла прижиться ни в одном государстве.

В сегодняшней практике на базе классно-урочной системы создают группы или классы учащихся для изучения предмета на выбор у конкретного преподавателя. А после экзамена класс сразу расформировывается. Такой подход к обучению позволяет максимально адаптироваться к возможностям и интересам самих учащихся, где они задают свой собственный темп.

Классно-урочная система в России

На территории Российского государства классно-урочная система вошла в практику во второй половине XVIII века. Значимый вклад в адаптацию системы к местным школам внес К. Д. Ушинский. Являясь преданным сторонником трудов Коменского, он уделил особое внимание организации школьного урока и его видам. При поддержке Екатерины Великой школьное образование стало набирать обороты. И уже к XIX веку количество учебных заведений в России значительно возрастает.

Классно-урочная система обучения прочно обосновалась в русских школах, она являлась основной формой образования на протяжении долгого времени. Попытки ее обновления отдельными учителями рождали практику нетрадиционных методов классно-урочной работы. Например, развивающее обучение Л. В. Занкова (в 1950-1960 гг.) или метод опережающего обучения С. Н. Лысенковой.

В последнее время приоритетом российского образования стала организация экспериментальных школ, которые продолжают рождаться как следствие критики классно-урочной системы обучения. Эти школы, будучи двигателями инноваций, призваны играть значимую роль в поисках лучших форм и методов образования.

Суть этой формы заключается в том, что занятия учитель ведет уже не с одним учеником, а с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различный. В силу этого учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло ученикам приходить в школу в разное время - в начале, середине и даже в конце учебного года и в любое время дня.

Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI - начале XVII века не удовлетворяла потребности общества как в количественном, так и в качественном плане подготовки подрастающих поколений к участию в решении социально-значимых задач. Подавляющая масса детей оставалась неохваченной обучением, а те, которые были им охвачены, приобретали лишь простейшие навыки чтения, письма, счета.

Классно-урочная система обучения

На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремесел и торговли, повышением роли духовной жизни - возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет.

В чем суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые присущи этой системе. Важнейшими из них являются:

    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

    класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

    основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;

    урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

    работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальным обучением имеет ряд преимуществ.

Ее достоинства : четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

Работа в навязанном темпе, отмечала Е. Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни учащиеся переводятся в следующий класс, а другие - пусть слабые только по какому-либо одному предмету - остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жесткости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей.

Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием для многочисленных поисков теоретиков педагогики и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

Постоянное чередование уроков (расписание);

Руководящая роль учителя (педагогическое управление);

Применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

Дидактически хороший урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание работы учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

В единой схеме организации классно-урочной системы различаются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикальное соединение означает, что классы надстраиваются один над другим и отображают содержательно-временные ступеньки в обучении, именуемые порядковыми числительными. Горизонтальное соединение подразумевает размещение классов, работающих по одинаковым учебным программам, их именуют «параллельными» и традиционно классифицируют буквами при числительных, отражающих их место по вертикали.

Классно-урочная система является общепризнанной и действует во многих странах. Это объясняется рядом имеющихся у нее веских дидактических, педагогических, психологических и социологических преимуществ в сравнении с иными формами. Ясность организации учебно-воспитательной работы, познание учителем учащихся и ими друг друга, воспитательное влияние классного коллектива, условная непрерывность педагогического руководства в учебном процессе, финансовая выгодность - это все плюсы классно-урочной системы преподавания . В условиях русской школы и школ иных социалистических государств она обеспечивает продуктивную познавательную работу учащихся в узкой взаимосвязи с их воспитанием и развитием.

Положительные аспекты классно-урочной системы в солидной степени отражены в уроке как главной форме организации учебного процесса. В современных педагогических кругах бытует мнение, что данная форма уже устарела, не является эффективной и необходимо от нее отказываться. Однако в противовес этому приверженцы традиционной классно-урочной системы заявляют, что полностью отказываться от урока не стоит, необходимо лишь его совершенствовать. Это должно проявлять не только в повышении качества преподавания, но и в оптимальном сочетании урока с другими формами - лекциями, семинарами, экскурсиями, занятиями в учебных мастерских, практикумами, консультациями, экзаменами, а также разнообразными формами внеклассной работы. В рамках этого может быть организована коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. Данное комплексное использование разнородных организационных форм обеспечивает увеличение высококачественных характеристик процесса обучения в целом.

Следует отметить, что классно-урочная система считается весьма экономной, потому что один педагог работает одновременно с большой группой детей, организуя при этом основы взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности в обучении. Совместно с тем данная форма организации не лишена и недостатков, снижающих ее эффективность. Основной минус системы - ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности воплощения индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Развитие классно-урочной системы

Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал знаменитый чешский педагог Я. А. Коменский, который представлял ее не только как педагогически эффективную систему, но и как одно из средств демократизации школьного образования. Существенный вклад в становление и разностороннее развитие классно-урочной системы в свое время внесли выдающиеся педагоги, такие как И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

В XVII веке классно-урочная система получила общее признание и в XIX веке стала базой организации школьного обучения почти во всех государствах. В российских школах она начала повсеместно применяться в конце XVIII века и также впоследствии стала основополагающей в обучении.

В процессе развития и совершенствования классно-урочной системы в конце XIX – начале XX веков, когда многие государства ввели законы об обязательном образовании, выявился ряд сложных и актуальных вопросов, таких как классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и других.

Уже в начале XX века были предприняты попытки решить данные вопросы при помощи распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к дифференциации классов на «сильные», «средние» и «слабые». В соответствии с этим стали различаться и учебные программы, сроки изучения материала, методы преподавания. Однако возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы практически исключалась. Набор учащихся в такие классы проводился согласно с показаниями тестовых заданий.

Данный опыт выявил ряд недостатков, заключавшихся в том, что уже заранее предполагались конкретные превосходства одних учеников над другими, в первую очередь в умственном отношении. Фактически же дифференциация классов на практике оказалась затруднительной по нескольким причинам, главной из которых считается отсутствие научно обоснованных приемов справедливой оценки способностей учащихся и неминуемое несоблюдение однородности состава класса из-за неравномерности развития детей и их различий в интересах, склонностях.

Работать в таких классах, конечно, труднее, но опыт лучших школ и учителей говорит, что данные проблемы преодолимы. Развитие интересов и возможностей каждого учащегося, формирование творческой особенности поддерживается сочетанием достаточно гибких и разнородных видов преподавания на уроках с факультативными занятиями и разными формами внеклассной и внешкольной работы.

Современные учителя-практики, теоретики, педагоги-новаторы и психологи постепенно вносят собственный вклад в совершенствование классно-урочной системы обучения. Она существует уже около 450 лет, за это время была неоднократно проверена на практике и сегодня считается главной формой обучения в школах почти всех стран.

Отличительные особенности

Классно-урочная система характеризуется некоторыми особенностями, которые отличают ее среди других форм организации учебного процесса. Они проявляются в следующем:

  • неизменный состав учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовленности, который рассматривается как единый класс;
  • каждый класс действует согласно с собственным определенным годовым проектом;
  • учебный процесс осуществляется в форме отдельных взаимосвязанных и последовательных частей - уроков;
  • каждый урок посвящается лишь одному предмету;
  • систематическое чередование уроков, которое находит четкое отражение в школьном расписании;
  • руководящая роль учителя на всех этапах обучения;
  • использование всевозможных видов и форм познавательной работы учащихся.