Речевое взаимодействие условия принципы виды общения. §15

Современный человек проводит в беседах примерно 65 % рабочего времени. Однако эффективность этих речевых действий порой оказывается крайне низкой, поскольку говорим мы илохо и половина информации теряет­ся при передаче.

Общение, или коммуникация есть специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Способ обмена информацией принято называть знаковой системой. К есте­ственным знаковым системам относятся звучащее слово, интонация, тембр (сигнатура), язык тела (жесты, мимика, пластика), энергетический нм- ну лье. Примерно на две трети коммуникация состоит из речевого общения.

Основными единицами речевого общения являются речевое событие, речевая ситуация и речевое взаимодействие.

Речевое событие складывается из дискурса и речевой обстановки.

Дискурс (лат. discursus рассуждать) есть поток речи, взятый в собы­тийном аспекте. Он включает в себя четыре вида поведения:

Вербальное (собственно слово);

Жестово-мимическое (язык тела);

Пространственное (как близко друг к другу находятся собеседники).

Важно добиваться ясности и выразительности слов, правильного про­изношения звуков, контролировать модуляцию высоты, тональность, ритм и тембр голоса, следить за дикцией. Наиболее привлекательна в общении спо­койная, размеренная, плавная речь.

Жестово-мимическое поведение - наименее контролируемый канал обмена информацией, поскольку здесь реализуются бессознательные уста­новки человека. Существует общепринятая типология жестов. Так, жесты- иллюстраторы являются жестами указания и сообщения («вот такого раз­мера», «вот такой формы»). Жесты-аффекторы выражают определенные эмоции (удар кулаком по столу). Жесты-адантеры являются специфиче­скими привычками человека, связанными с движениями рук (почесывания, подергивания отдельных частей тела; перебирание предметов, находящихся под рукой). Жесты-эмблемы выступают в роли заменителей повседневных речевых формул (например, помахивание ладонью означает «до свиданья»). Жестом ожидания является, например, потирание ладоней. Жест разоча­рования: взмах руками. Жесты неуверенностн: пощипывание ладони, по­стукивание по столу пальцами. Иногда собеседник закрывает свой рот ру­кой. Это бессознательное движение называют жестом неискренности. Можно также допустить, что собеседник, прикрывающий рот рукой, чего-то боится, чувствует себя не вполне комфортно.

Тин дискурса определяется речевым намерением. Говорящий обя­зан хорошо понимать цель речевого действия. Можно выделить следующие типы дискурса:

Информирующий (цель - сообщение информации);

Аргументирующий (цель - доказать свое мнение);

Агитирующий (цель - побудить к действию);

Эвристический (цель - обсудить проблему, найти выход);

Гедоннстнческнй (цель - развлечь, доставить удовольствие);

Художественный (цель - выразить и возбудить эмоции);

Ритуальный (цель - соблюсти речевую традицию, приличие).

Когда прилучитца тебе сь другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты.

Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватай первой въ блюдо, не жри как свиния, и не дуй в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егдаяси.

В одном типе дискурса нередко соединяются сразу несколько целей.

Речевая ситуация составляет контекст разговора: высказывание все­гда делается в определенное время и в определенном месте. Речевая ситуа­ция помогает понять правильно понять и интерпретировать сказанное, уста­новить причинно-следственные связи данного высказывания с другими со­бытиями. Например, фраза «Я приду вечером», в зависимости от событийно­го контекста, может иметь характер утверждения, обещания, угрозы. Рече­вые ситуации подразделяются на канонические и неканонические.

Канонические ситуации предполагают синхронность восприятия ска­занного участниками диалога. Здесь адресат является конкретным лицом, а момент речи строго определен.

Пеканоннческне ситуации характеризуются тем, что время произне­сения высказывания не совпадает с временем восприятия (отправленное по почте письмо) или высказывание не имеет конкретного адресата (публичное выступление перед аудиторией).

Речевое взаимодействие - сложный процесс обмена информацией на речемыслительном, волевом, эмоциональном, интенциальном (намеренче- ском), когнитивном (понятийном) уровнях. Речевое взаимодействие склады­вается из следующих этапов:

Речевое намерение;

Замысел;

Воснрнятне;

Реакция.

Для того чтобы текст был правильно и в полном объеме воспринят со­беседником, а его реакция была прогнозируемой, необходимо ориентиро­вать высказывание на факты действительности, жизненно важные для адре­сата, интересные ему. Ваша мысль должна быть правильно закодирована, т.е. максимально доступна собеседнику. И, наконец, собеседник должен чувствовать, что вы общаетесь с ним не только и не столько для того, чтобы сообщить или принять некую информацию, а, прежде всего, потому, что вам доставляет удовольствие сам факт общения с этим человеком.

Эффективное общение предполагает следование двум фундаменталь­ным принципам - коммуникации и вежливости. Каждый принцип склады­вается из нескольких максим (правил).

Прннцнн коонерацнн основывается на правилах

Количества - давайте нужное количество информации;

Качества - не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств;

Релевантности (англ, relevant уместный) - говорите то, что имеет отно­шение к теме разговора;

Снособа выражения - говорите коротко и упорядоченно, избегайте дву­смысленности и неопределенности.

Прннцнн вежливости основывается на правилах

Такта - уважайте границы личной сферы собеседника, сформулируйте по­буждение не как команду, а как совет;

Великодушия - из всех способов выражения выбирайте тот, в которой минимизируется ваша личная выгода, не требуйте от собеседника клятв, извинений и покаяний;

Одобрения - будьте позитивны в оценке собеседника, других людей;

Скромности - ненавязчиво отказывайтесь от похвал в свой адрес;

Согласия - минимизируйте несогласие с собеседником, не вставайте в оп­позицию к нему без всяких на то оснований;

Снмнатнн - будьте благожелательны, не будьте безучастны.

Речевое взаимодействие предполагает не только умение говорить, но и умение слушать. Выделяются следующие виды слушания: эмпатическое, ак­тивное, пассивное.

При активном слушании мы уточняем правильность понимания ин­формации, направляем движение мысли собеседника.

Способом противостояния излишней агрессивности собеседника и вы­яснению отношений является насснвное слушание.

Основные нрнемы слушания:

Молчание;

Ноддакнванне {«да-да», кивание):

Уточняющие вонросы {«Что ты имеешь в виду?..»);

- «нернфраз» (повторение содержания сказанного другими словами);

Оценка, совет {«Не нужно так переживать...»)",

Выражение эмоции (смех, скорбь, удивление);

Логические следствия нз высказываний собеседника {«Да, стоит по­думать, что теперь со всем этим делать...»).

Эффективная речевая практика несостоятельна без умения убеждать, отстаивать свою точку зрения. Приемы убеждающего воздействия изучает теория аргументации.

Основа профессиональной ораторики - умение применять логические законы:

Закон тождества, согласно которому каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась.

Закон ненротнворечня, согласно которому одному и тому же предмету в одно и то же время нельзя приписывать противоречащие свойства;

Закон исключенного третьего, согласно которому одному и тому же предмету в одно и то же время можно приписывать любое свойство, либо отрицать его - третьего не дано;

Закон достаточного основания, суть которого в том, что всякая правиль­ная мысль должна быть обоснована другими мыслями и положениями, истинность которых подтверждена практикой. Иллюстрацией закона ис­ключенного третьего может служить диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова - героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?

Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

Нет и не существует.

Это ваше убеждение?

Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.

Если Африкан Пигасов убежден в том, что нет убеждений, значит, одна из этих противоречащих друг другу смысловых частей является лож­ной, а другая истинной.

Суждение есть мысль, в которой утверждается или отрицается что- либо относительно предмета или явления. Суждения подразделяются на мо­дальные, реляционные и атрибутивные.

Модальное суждение указывает на способ осуществления и актуали­зации: Подкова приносит счастье, если, конечно, ты не лошадь (Сильвия Чиз. Приведенное суждение бельгийской журналистки устанавливает при­чинность и вероятность. Такая модальность называется алетнческон. Тем- норальная модальность делает акцент на временное упорядочение: «Когда бьет последний час, не время подводить стрелки» (Веслав Брудзиньский). Аксиологическая модальность предполагает оценочность: «Лучше выби­рать виноватых, чем разыскивать» (Марсель Паньоль).

Реляционное суждение квалифицирует отношения, в которых нахо­дятся предметы: «Ни один пьяный матрос не тратит деньги так быстро, как трезвый конгрессмен».

Атрибутивные суждения характеризуют качества и свойства предме­тов: «У счастливых цифр много нулей» (утвердительное); «Без повторений нет глубины» (Григорий Ландау) (отрицательное).

Логический довод, служащий основанием доказательства, называется аргументом (лат. argumentum довод, основание). Аргументы делятся на

1) эннденктнческне, предполагающие утверждение логически оче­видного, основывающегося на личном опыте, внутреннем осознании и пе­реживании оратора и аудитории:

К модели;

Аргумент восхождения

2) суднтельные, строящиеся на том, что факт не может быть определен, пока он не установлен, и не может быть оценен, пока он не определен; при этом факт конструируется, определяется и оценивается как завершенный:

Аргумент к составу;

К причине;

К обстоятельствам;

К норме;

К совместимости;

К прецеденту;

К прехождению;

К прогрессу;

К выбору;

Аргумент замещения;

К цели и средствам;

3) совещательные, основывающиеся на том, что факт конструирует­ся, определяется и оценивается как возможный:

Аргумент к опыту;

К невыносимости;

К оптимуму;

К долженствованию;

К пользе;

Один из идеологов русской революции Л.Д. Троцкий в статье «Об ин­теллигенции» (1912), объясняя бедность и отсталость России, использовал аргумент к обстоятельствам:

Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: пришлось тянуть лямку на от­веденном участке. Азиатские нашествия - с востока, беспощадное давление более богатой Европы - с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда - все это не только обездоливало трудо­вые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.

Выведение суждения из других суждений называется умозаключени­ем. Одним из видов умозаключения является силлогизм (гр. syllogismos со- считывание). Он состоит из двух суждений (носылок), из которых следует третье суждение (вывод); например., все птицы имеют крылья, попугай - птица, следовательно, попугай имеет крылья. Сокращенный силлогизм, в котором одна из частей лишь подразумевается, носит название энтнмемы. Примером энтнмемы можно назвать следующий силлогизм: Злаки цветут колосками, следовательно, бамбук цветет колосками. Здесь отсутствует (но подразумевается) посылка бамбук - злак. Силлогизм, в котором каждая из посылок представляет собой энтимему, называется эннхенремон. Для обо­значения сложного силлогизма, представляющего собой конечное заключе­ние, выведенное из ряда посылок без промежуточных заключений, пользу­ются термином сорнт (гр. sorit куча).

Смысловыми частями аргумента являются схема, топ и редукция. Схема есть состав, связь и последовательность доводов. Тон (гр. topos ме­сто) - универсальная идея, на которой базируется аргумент. Топы делятся на внешние (отложившиеся в культуре смысловые единства, которые могут образовывать суждение; наир., истина / справедливость) и внутренние (от­ношения смысловых категорий, с помощью которых связываются части внешних топов; наир., целое больше части). Редукция (лат. reductio сокра­щение) - сведение смысла к значению топа.

Теория топов - универсальных смысловых моделей, «общих мест» на­зывается топикой. Тоника как часть теории красноречия изучает общие за­коны мышления, она позволяет разработать идею, выстроить аргументацию. По сей день нет единого мнения о количестве универсальных смысловых моделей. Аристотель приводит перечень 38 топов, Цицерон - 16. Н.Ф. Ко- шанский выделяет 24 топа.

Назовем некоторые смысловые модели. Топ «онределенне» раскрывает содержание понятия. Ясно определить предмет, т. е. указать его «род» и спе­цифическое видовое отличие от других предметов того же рода, - значит, обеспечить речевому произведению половину успеха. Топ «свойство» пред­полагает обособление предмета через выявление его характерных качеств. Топ «обстоятельство» указывает на место, время, условия, «род н вид» по-

зволяет рассмотреть один и тот же предмет как родовое понятие по отноше­нию к видовому и как видовое по отношению к родовому. Универсальные свойства топа «целое - части» заключаются в том, что любой предмет может быть рассмотрен как часть по отношению к целому и как целое по отноше­нию к части. Например, топика есть часть риторики. Риторика в свою оче­редь является частью словесности. Топ «соноставленне» предполагает поиск сходного (аналогия) или различного (противопоставление) в предметах, яв­лениях и поступках. А.Ф Кони использует эту смысловую модель в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде), сравнивая два рода судебных дел и свидетельских показаний:

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппиро­вать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представле­ние о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример ук­лончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду...

Порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале и в конце речи, называется гомерическим. Помимо гомерической возмож­на восходящая последовательность, при которой доводы располагаются друг за другом по мере их усиления. Следует избегать нисходящей после­довательности, поскольку лучше всего запоминается последний довод. Он же менее других застрахован от критики.

К сожалению, в речевой практике мы нередко сталкиваемся с софис­тической аргументацией. Софистами (гр. sophia мудрость) в Древней Гре­ции поначалу называли мыслителей и мудрецов, позднее - платных учите­лей красноречия, ораторов, считавших, что для победы в споре хороши лю­бые средства, в том числе софизмы (гр. sophisma хитрая выдумка) - види­мые доказательства, словесные ухищрения, основанные на преднамеренном нарушении логических правил. Применение софизмов в речевой практике и называется софистикой. Элементами софистической аргументации и кон- трагрументации являются ловля на слове и демагогия (гр. demagogia) - использование преднамеренного искажения фактов, красивых, но лживых обещаний, лести для достижения своих целей, например, для привлечения людей на свою сторону.

В XX в. возникла новая отрасль лингвистической науки - теория речевых актов. Ее основоположники считают: речевой акт целенаправленным речевым действием - единицей нормативного в данном языковом коллективе, в данной социальной группе речевого поведения, рассматриваемой в определенной ситуации.

В речевом акте выявляются три этапа: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный.

На докоммуникативном этапе выделяются ситуационный и мотивационный факторы, речевое намерение вступить в общение с собеседником; внутренняя, мысленная подготовка высказывания. Коммуникативный этап имеет две ступени: вначале материализуется подготовленное высказывание с помощью акустического (голос) или графического (письмо) кодов, а затем происходит восприятие высказывания путем кодового перехода снова на мыслительный код внутренней речи. Посткоммуникативный этап может реализоваться как в вербальной форме (ответ собеседника, новое высказывание), так и в невербальной (тем или иным действием или отсутствием его). Речевой акт всегда соотнесен с личностью субъекта (адресанта, говорящего). Для передачи адресату высказывания субъект должен позаботиться о наличии общего социального опыта: чем больше общий опыт и шире социальные связи, тем более точно будет понято адресатом посланное сообщение. Затем требуется ввести предмет речи (тему) и удерживать его в сознании собеседника(ов) путем периодического напоминания. Наращивание объема информации должно дозироваться в зависимости от уровня подготовки адресата или аудитории. Параллельно субъект (говорящий) организует и собственно коммуникативный аспект разговора: использует приемы привлечения и удержания внимания слушателей, формирует оценку слушателя или аудитории, принимая официальный, дружеский или снисходительный тон общения.

Речевой акт - действие, совершающееся между людьми, как минимум между двумя: это участники диалога, субъекты переписки и т.п., т.е. адресаты. В речевом взаимодействии они выполняют свои функции: побуждение говорящего к высказыванию; реагирование на него; тиражирование высказывания (текста); возможность/невозможность продолжения диалога, обратной связи. Обратная связь - весьма важный компонент любого вида общения. В начале речевого акта роль говорящего представляется ведущей и решающей, но в дальнейшем может оказаться, что результат этого акта определяется слушающим, его пониманием высказывания.

В акте речевой коммуникации могут присутствовать «социально-ролевые структурные компоненты» , т.е. статусные и ситуативные роли участников общения. Социальный статус человека (возрастной, половой, должностной и пр.) должен влиять на его поведение, в том числе речевое. В начале конкретного коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это поможет сориентироваться в ситуации и выбрать соответствующую манеру речевого поведения.

Характер и содержание речевых актов зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек, поэтому учитываются и ситуативные роли говорящих, несомненно влияющие на процесс общения. Психологи определяют такие ситуативные роли, как:

Лидер, стремящийся повести за собой;

Хозяин, следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей;

«капризный ребенок», способный нарушить запреты и высказать независимое суждение;

«гибкий человек», готовый приспособиться к различным обстоятельствам и т.д. .

Структура разговора Попеременное включение участников в речевой акт, ролевой обмен, учет ситуации во многом формируют структуру разговора. При этом возникают новые показатели меры взаимодействия партнеров: проявляют ли они интерес к общему предмету разговора или каждый говорит о своем; насколько часто предложения, высказанные одним из участников, используются другими партнерами.

Собеседники могут проявлять различную активность в процессе общения, различную продолжительность участия в разговоре и частоту включения в него. Это может свидетельствовать о степени заинтересованности человека как в теме разговора, так и в его участниках; о самооценке человека (разговорчивость, скромность); об общей склонности человека к лаконичным или развернутым высказываниям.

Для успешности речевого акта немаловажно отношение субъекта (говорящего) к реакции партнеров. Это отношение может быть интеллектуальным (согласие/несогласие с мнением собеседника, оспаривание мнения) и эмоциональным (радость, удовлетворение, терпеливость - или равнодушие, неуважительность к партнеру, раздражительность и т.п.). Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения нередко зависят от того, что выходит на первый план в сообщении: информация или контакт.

Функционально принято выделять два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение (некоторые исследователи называют его «фатическим актом» по аналогии с «речевым актом») и информативное речевое поведение.

Суть фатического речевого поведения - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом.

Пример из повседневной жизни:

Зима нынче бесснежная.

Да, вся клубника на даче повымерзнет.

Да это еще что, у многих стекла в домиках побили.

А в нашем кооперативе в прошлом году несколько дач вообще сожгли! и т.д.

Разговор представляет собой обмен мнениями и чувствами, не логичный, но достаточно искренний. Перед собеседниками не стоит задача совместно решить какую-то проблему. Фатическая речь несет на себе отпечаток сиюминутности, ситуативной связанности. Фатическая речь часто варьируется в зависимости от оппозиции «близкие/неблизкие отношения». Она может возникать между незнакомыми и малознакомыми людьми, чтобы завязать знакомство, скоротать время, соблюсти вежливость и т.д.

Информативное речевое поведение проявляется в межличностном общении в следующих аспектах:

Совместное решение задачи, которое вырабатывается при обоюдном согласии собеседников;

Задавание вопросов, ответы на которые важны с точки зрения получения информации для одного из участников коммуникации;

Уточнение понимания.

Этот аспект следует (при необходимости) за предыдущими двумя.

Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание – внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем:

– речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве;

– речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке; в отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна;

– речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена (с примерами такой речи мы сталкиваемся часто в быту и на производстве).

Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд характеристик речи, например темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент не имеют к языку прямого отношения.

Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речевая деятельность - это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности, общения.

Речевая коммуникация - единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Речевое общение - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевой акт - элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Речевое поведение - использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Следует не только различать понятия язык иречь , но и иметь в виду различия в их структуре, в их характере, что оказывает непосредственное влияние на содержание и оформление речи. Одно и то же содержание в разных условиях с различными партнерами излагается по-разному. При этом имеют значение число участников речевого общения (произносится речь перед аудиторией или разговаривают двое-трое) и ориентация общения- на личность человека (так называемое личностно-ориентированное общение), или на социальные роли (профессиональные, должностные, групповые) собеседников, или на аудиторию в целом (так называемое социально ориентированное общение).

Речь - это основополагающее отличие человека от животного. Это становится известно уже ученикам начальной школы.

Животные тоже могут общаться с помощью умений, переданных им вместе с генами.

Человек не наследует такую способность биологически. Для людей это имеющая социальный характер часть традиции и культуры. Только общаясь с себе подобными, дети получают необходимые для данного процесса умения. Для удовлетворения собственных потребностей индивидуума в общении существует наиболее полноценный способ - речь.

Что такое речевое взаимодействие людей

Само слово «общение» близко по звучанию к слову «общество». И трудно представить одно без другого. Чтобы социализироваться, усвоить языковые и культурные нормы, да буквально для любой духовной и материальной деятельности, общение необходимо.

Процесс, называемый речевым общением, сложен и многогранен. С помощью него достигается следующее:

  • Взаимодействие.
  • Информирование.
  • Влияние.
  • Понимание.
  • Сопереживание.

И еще великое множество результатов общения видит каждый ежедневно в собственной практике.

Слово «коммуникация» синонимично слову «общение». Его чаще используют в научном стиле. Участники коммуникации в ходе реализации определенной цели вовлекаются в некий живой процесс, в котором они взаимодействуют между собой на основе обратной связи.

Это и есть речевое общение. А вступившие в него стремятся сознательным и активным образом достичь определенного результата.

Функции общения. Его виды и формы

Речевое (вербальное) взаимодействие служит для выполнения основных

В реальной жизни трудно четко разграничить эти функции. Они взаимодополняются, переплетаются. Общение - это всегда влияние: сильное или слабое, откровенное или замаскированное, отрицательное или положительное.

Виды общения:

  • контактное, дистантное (зависит от положения общающихся во времени и пространстве);
  • непосредственное, опосредованное (зависит от того, есть ли опосредующее устройство);
  • межличностное, групповое, массовое (зависит от числа участвующих в процессе);
  • частное, официальное (зависит от того, в какой обстановке проходит общение и от статуса его участников);
  • кооперативное, конфликтное (зависит от того, сохраняется или нет равновесие в социуме);
  • информативное, фактическое (зависит от того, какое именно содержание передается).

По форме обычно коммуникации разделяют на письменные и устные.

Ученые, изучающие речевое взаимодействие, основными единицами общения считают:

  1. Речевое событие.
  2. Речевое взаимодействие.
  3. Речевую ситуацию.

Основная единица общения - речевое событие

Здесь большое внимание уделяется дискурсу. Этот термин приобрел популярность в конце XX века. Лингвисты наших дней называют этим словом некий текст, который рассматривается в аспекте происходящего события. О дискурсе говорят там, где речь погружена в саму жизнь (переговоры, диалог в быту, беседа или интервьюирование и т. п.).

Дискурс - не просто речь, но и жесты, а также мимика, ее сопровождающая.

Аристотелем в свое время были выделены три элемента речи: сам оратор, предмет беседы и тот, к кому обращаются. Сегодняшнее понимание структуры во многом базируется на данном делении.

Часть элементов является «сценой» речевого события. Это тип, тема, функция и обстановка события.

Другие элементы определяют участников речевого события: их статус и роль. Правила и нормы, определяющие ход процесса, тоже являются элементом данной основной единицы общения. Что можно сказать о других пунктах?

Речевая ситуация

Такая основная единица общения, как речевая ситуация, называет весь комплекс обстоятельств, на фоне которых совершается коммуникация. Чтобы было совершено действие, называемое речевым, необходим ряд как речевых, так и неречевых условий. Бывают ситуации отношений, предметные, учебные и реальные.

Устные коммуникации строятся на различных речевых ситуациях. Именно они определяют структуру общения; диктуют, какие средства языка и речевой темп будут выбраны. И, конечно же, устанавливают само содержание речевого взаимодействия.

Речевые ситуации делятся на канонические и неканонические. Первые предполагают, что время говорящего такое же, как у слушающего. Значит, они находятся в каком-то одном месте и видят одинаковую картину. Вторые возникают, когда отсутствует конкретный адресат речи (публичное выступление, обращенное сразу ко всем присутствующим). Также неканонической речевой ситуацией является, например, ситуация письма. В данном случае автора послания не совпадает с этими же понятиями у адресата.

Основная единица общения - речевое взаимодействие

Начало речевому процессу дают два центра коры головного мозга - двигательный и акустический. Без первого речевые органы не могли бы артикулировать, образовывать звук. Во втором центре сохраняются знакомые индивиду слова. И еще с его помощью речь (ее звуки) вычленяется из общего окружающего звукового фона. Этот механизм исследователи мозга еще не изучили до конца, в отличии от лингвистов, которые описали речь в мельчайших деталях.

Еще одной основной единицей общения является речевое взаимодействие. Бесспорен его социальный характер. Чтобы состоялась коммуникация, нужно не менее двух участников. Один из них - субъект (тот, кто говорит или пишет). Второго называют "адресат" (он слушает, отвечает). В процессе общения они могут меняться ролями. Они взаимодействуют на вербальном уровне по поводу какого-либо предмета с помощью высказываний.

Высказывание, которое также именуют сообщением или референцией (а в письменной речи называют предложением) - основная единица речевого общения, краеугольный камень вербального взаимодействия. Смысл высказываний меняется в разных обстоятельствах, то есть контекст имеет на него большое влияние.

Когда общение эффективно?

Порой взаимодействие даже тех людей, которые хорошо образованы и знают, скажем, определение основных единиц речевого общения, далеко от норм культуры общения. В таких случаях цели общения, как правило, не достигаются. Что требуется, чтобы общение было успешным? Вот некоторые условия:

  • Нужно быть заинтересованным в общении.
  • Уметь слушать и проникать в замысел субъекта.
  • Говорящий должен уметь средствами языка передать то, как он относится к предмету речи.
  • Учитывать не только настроение, эмоции и физическое состояние того, с кем коммуницируют, но и внешние обстоятельства речевого взаимодействия.

Ну, и конечно, всегда и везде соблюдение этикета (норм) речевого общения поможет значительно повысить эффективность любых коммуникаций.

Речь – это основной способ удовлетворения личных, и не только личных, потребностей в общении. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции и др. Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения. Средством речевого общения является язык, а способом – речь. Каналами общения неречевого общения являются зрение, жесты, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущения). Речевому взаимодействию предшествует социальное. Социальное взаимодействие начинается с установления психологического контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко отвернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого собеседником) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту. Важнейшая функция речи как деятельности – функция выражения мысли. Мыслить – значит оперировать понятиями, поэтому необходимо знать слова, обозначающие эти понятия, поэтому овладение языковыми средствами является овладением богатством языка, необходимым условием развития мышления человека и его общения.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации

Общение (коммуникация) – это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией – мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.

Основные функции коммуникации: информативная, интерактивная (побудительная), перцептивная (установление взаимопонимания), экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний).

В реализации речевого действия выделяются этапы:

– подготовка, когда происходит осознание целей, мотивов, потребностей и осуществляется прогноз результатов;

– структурирование высказывания (осуществляется выбор слов, их оформление);

– переход к внешней речи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает понимание (языка и содержания), обратную связь (реакцию).

5. Виды общения (вербальное и невербальное общение).

Средства передачи информации в общении делятся на вербальные и невербальные. Вербальные осуществляются с помощью слов – языка, невербальные – с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, расстояния.

Вербальное общение .

Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей ---Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными. Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей. Конструктивная . При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного). Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.

Невербальное общение .

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы: Жесты и поза. Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции. Мимика, взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза называют зеркалом души. Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника. Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.

Эмоциональная. С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.

Поза - это положение тела. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

6. Понятие литературного языка. Литературный и национальный язык.

Литературный язык - обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, которая охватывает все сферы деятельности человека: сфера науки и образования - научный стиль; общественно-политическая сфера - публицистический стиль; сфера деловых отношений - официально-деловой стиль.

Признаки литературного языка: наличие письменности; нормированность (достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка); кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка; стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;

относительная устойчивость; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность;

соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.