Структура и принципы системы образования рф. Система образования в современной россии

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    "

    Раздел V
    СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
    И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

    ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ
    ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

    1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

    Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

    Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

    Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

    1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
    2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
    3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
    4. Иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
    5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
    6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

    2. Понятие системы образования

    Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.

    Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин в то время не было.

    С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" в 1992 г.

    С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях.

    Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

    Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;

    • - государственных образовательных стандартов образовательных программ;
    • - сети образовательных учреждений;
    • - органов управления образованием.

    Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении.

    Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы . Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.

    Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием "Москвоведение". Этот предмет необязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.

    Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

    Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

    • - дошкольного образования;
    • - начального общего образования (I-IV классы);
    • - основного общего образования (V-IX классы);
    • - среднего (полного) общего образования (X-XI классы).

    Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

    • - начального профессионального образования;
    • - среднего профессионального образования;
    • - высшего профессионального образования;
    • - послевузовского профессионального образования.

    Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

    Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т. д.).

    Образовательные учреждения. Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

    К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и воспитания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.

    Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновременно. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников .

    По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

    В связи с тем что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

    1. Дошкольные.
    2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).
    3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).
    4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
    5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.
    6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобразовательного учреждения. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?

    В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

    Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

    Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

    Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

    Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы "детский сад -школа" и др.

    Органы управления образованием. Все мы знаем, что Российская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуществляется органами местного управления (третий уровень).

    Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней.

    Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

    Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т.д.).

    К третьему , местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

    К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:

    • 1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
    • 2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
    • 3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
    • 4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
    • 5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
    • 6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
    • 7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

    Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

    • 1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
    • 2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
    • 3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
    • 4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
    • 5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

    3. Формы получения образования

    Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" освоение образовательной программы допускается:

    • 1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
    • 2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь "обучаемый - преподаватель". Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

    При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

    Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации "Об образовании" разреочетание этих различных форм. Следовательно, любой

    ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.

    Контрольные вопросы

    1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появился последним и с чем это связано?
    2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?
    3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы?
    4. Из каких элементов состоят образовательные программы?
    5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?
    6. Какие существуют типы образовательных учреждений?
    7. Какие существуют виды образовательных учреждений?
    8. По какому принципу построено управление образованием?
    9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?
    10. Какие существуют формы получения образования?

    Литература

    • Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ "Об образовании": опасности и необходимость. - М., 1995.
    • Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.
    • О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании". - М., 1996.
    • Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

    Принципы построения современной системы образования закреплены в “Законе об образовании РФ”, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены и к обществу, и к самой системе образования, и к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” - собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

    К этим условиям относятся :

    Гуманистический характер образования;

    Приоритет общечеловеческих ценностей;

    Свободное развитие личности;

    Общедоступность образования; бесплатность общего образования;

    Всесторонняя защита потребителя образования,

    Сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства;

    Свобода и плюрализм в образовании;

    Открытость образования;

    Демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

    Светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях;

    Получение образования на родном языке;

    Связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

    Преемственность образовательных программ;

    Вариативность образования;

    Разграничение компетенций субъектов системы.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

    Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования.

    Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.



    Основные типы учебных заведений:

    · Детские сады

    · Начальная школа (1-4)

    · Средняя школа (неполное среднее 5-9) (полное среднее 10-11)

    · Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы; лицеи)

    · Высшая школа (бакалавриат, магистратура, специалитет)

    · Дополнительное образование – образовательные центры, курсы, повышения квалификации и т.п. (см подробнее 77 вопрос)

    · Начальное и среднее образование является обязательным для всех граждан РФ.

    Современное образование должно быть ориентировано не столько на изучение неизвестного, как на расширение знаний об известных предметах. В этом состоит принцип последовательности и систематичности образования.

    Также до углубленного (специального или вузовского) изучения какой-либо темы в образовательной практике преобладает изучение информации о предметах, а не практика и исследование реальных объектов. Тогда как действительно качественного обучения можно достичь только в условиях свободного выбора элементов обучения учащимися.

    Об этих и других принципах в области образования пойдет речь в данном материале. Каждый педагог должен строить свою деятельность именно на этих общих правилах.

    Основные принципы образования

    Принципы обучения формируются на основе исследования всего предыдущего опыта образовательной деятельности. Принципы образования необходимы, чтобы укрепить существующую практику, стать теоретической основой деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших, средних и старших школ, преподавателей средних специальных учебных заведений и вузов.

    Все эти правила прочно взаимосвязаны. Применение в педагогической практике только отдельных принципов образования не даст эффективного результата.

    Целостность системы (как в Российской Федерации, так и в других странах) обеспечивается общей целью обучения и общими принципами. Все эти правила, конечно, не являются догмами. Как правило, они обусловлены целями учебного процесса. Принципы образования являются исходными нормативными требованиями, возникают на основе педагогического опыта, формулируются в процессе научного исследования учебного процесса. Принципы могут меняться с течением времени под влиянием исторических условий или педагогических систем, так как призваны отвечать потребностям общества, людей, государства.

    В современной практике общими принципами организации учебного процесса предлагаются формулировки Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов. Основными дидактическими принципами являются следующие:

    • научности, объективности, обоснованности;
    • связи теоретического обучения с практической деятельностью;
    • систематичности и последовательности обучения;
    • доступности, но и необходимой степени трудности;
    • разнообразия методов обучения, наглядности предметов и явлений;
    • активности как со стороны учителя, так и со стороны учащегося;
    • прочности знаний, навыков и умений в сочетании с опытом практической (творческой) деятельности.

    Дошкольное образование

    Выше перечислены общие правила системы образования, но есть и специальные, характерные для учебно-воспитательного процесса дошкольников, например. Принципы дошкольного образования включают в себя:

    • защиту, поддержку детства во всем его разнообразии;
    • учет в процессе обучения социальной и этнокультурной принадлежности детей;
    • содействие активному сотрудничеству взрослых и детей в процессе развития последних, социализации;
    • создание благоприятной обстановки для развития каждого ребенка;
    • приобщение дошкольников к традициям общества, семьи и государства, социокультурным нормам;
    • сохранение уникальности периода детства;
    • формирование социокультурной среды, которая соответствует индивидуальным и возрастным особенностям детей;
    • обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного возраста и так далее.

    Федеральный закон об образовании в России выделяет десять основных образовательных направлений в программе дошкольного образования, а именно: физическую культуру, труд, музыку, социализацию, здоровье, безопасность, коммуникацию, познание, художественное творчество, чтение литературы для детей дошкольного возраста. В рамках этих направлений в соответствии с принципами образования происходит социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

    Специальное и дополнительное образование

    Система устойчивых требований к образовательному процессу характерна и для других видов обучения, например, специального и дополнительного образования. Так, основными принципами специального образования, т.е. обучения детей с физическими отклонениями или трудностями в освоении знаний, в нашей стране принято считать:

    1. Раннюю педагогическую помощь, что означает своевременное определение образовательных потребностей ребенка, помощь в освоении знаний.
    2. Подчиненность воспитания уровню социального развития.
    3. Развитие речевой деятельности, мышления и коммуникации, т.е. удовлетворение потребности в помощи по развитию мышления, речи и общения.
    4. Индивидуальный подход, этот принцип требует осуществления образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
    5. Деятельный подход воспитателя-преподавателя, что означает обеспечение учебного процесса, отвечающего возрасту, особенностям конкретного ребенка.
    6. Необходимость специального педагогического руководства - это значит, что специальное (корректирующее) образование должно осуществляться с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов и других специалистов.
    7. Коррекционно-педагогическая направленность, то есть гибкое соответствие методов, техник обучения и образовательных программ характеру нарушений ребенка, их выраженности и структуре.

    Что касается дополнительного образования, принципы во многом соответствуют общим, ведь такое обучение призвано удовлетворять потребности человека к духовно-нравственному, физическому, интеллектуальному или профессиональному совершенствованию, как общие. Среди правил можно выделить:

    • демократизм, т.е. возможность свободного выбора сферы деятельности;
    • единство обучения, развития и воспитания;
    • учет особенностей и задатков учеников при включении их в различную деятельность;
    • ориентацию на личные способности, интересы и потребности ребенка;
    • признание ценности взаимодействия детей и взрослых и так далее.

    Принцип доступности обучения

    Этот принцип предполагает доступность объяснения предметов и явлений на понятном для ученика языке. Обучение не должно быть слишком легким, учебные программы должны строиться так, чтобы оптимально отвечать возрастным особенностям, интересам и индивидуальности учащихся, жизненному опыту. Нужно давать возможность ученикам самостоятельно находить истину, приобщая их к процессу поиска и познания, а не просто констатировать факты. Обучение должно идти от легкого к трудному, от того, что близко, к тому, что далеко, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Нельзя искусственно ускорять процесс освоения знаний.

    Принцип научности и обоснованности

    Согласно этому принципу, содержание образования должно быть основано на фактах, выражать реальное состояние современных наук. Это же положение зафиксировано в учебных программах, образовательных программах, учебниках для школ, учреждений среднего специального образования и вузов. Этот принцип является одним из определяющих для светских заведений, тогда как в религиозных учебных заведениях главенство отдается религиозной вере.

    Связь теории с практикой

    Принцип связи теоретического обучения с элементами практического познания нацеливает на необходимость сомнения, проверки приведенных в теории положений с помощью практики. Также нужно определять связь изучаемой информации с другими дисциплинами и с жизненным опытом.

    Принцип выбора образовательной траектории

    Учащийся должен иметь возможность выбора основных компонентов обучения. Образовательная программа должна реализовываться только в условиях свободы выбора элементов учебной деятельности. Нужно дать обучающемуся выбор способов достижения целей, темы практической или творческой работы, формы ее выполнения, стимулировать его делать собственные выводы, давать аргументированные оценки.

    Принцип сознательного обучения

    Этот принцип образовательной системы в чем-то связан с доступностью образования. Согласно принципу сознательного обучения, ученик должен не просто выучить какой-то материал наизусть, запомнить его, но и понимать суть конкретного предмета или явления. Содержание обучения должно надолго закрепляться в памяти учащихся, становиться основой поведения. Такой результат достигается только в связи с другими принципами образования, а именно систематичностью, последовательностью, активным взаимодействием учители и ученика.

    Принцип последовательности

    Преподавание должно вестись в определенном порядке, быть системой, построенной логично. Материал должен подвергаться четкому и логическому планированию, делиться на полные разделы, шаги, модули. Также в каждой программе нужно обязательно устанавливать центральные понятия, подчиняя им все остальные части курса или отдельной лекции.

    Принцип наглядности

    Принцип наглядности является одним из старейших правил образования. Для повышения эффективности обучения нужно привлекать все органы чувств к восприятию учебного материала. Нужно представлять обучаемым все, что можно увидеть (для восприятия зрением), можно услышать (слухом), почувствовать на вкус (с помощью вкусовых рецепторов), потрогать (путем осязания). Самым информативным является именно зрение.

    Принцип активности учеников

    Учебный процесс строится на взаимодействии учителя и ученика, что вытекает из структуры всей образовательной деятельности. Процесс обучения требует от ученика высокой активности. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит педагогу, но это не означает, что учащиеся остаются пассивными в процессе обучения.

    Светский характер образования

    Принцип обозначает свободу образовательного учреждения от прямого воздействия религии и основывается на свободе вероисповедания, совести граждан. В России принцип сохраняется на основе ч. 1 ст. 14 Конституции, которая предполагает свободу выбора веры.

    Воспитательные принципы

    Образовательная система ставит перед собой цель не только обучения, но и воспитания полноценной личности. Принципами воспитания, которым необходимо следовать и в рамках реализации учебного процесса, являются:

    • единство поведения и воспитания, ведь если учитель, например, будет говорить одно, а делать противоположное, то это ни к чему положительному для учеников не приведет;
    • связь воспитания и существующих социальных условий, т.е. нельзя учить тому, что уже утратило значимость в современном мире;
    • развитие творческой деятельности и самостоятельности ученика;
    • единство и целостность воспитательного процесса, что заключает в себе следование одним и тем же нормам, принципам и требованиям, в учебном процессе не должно быть расхождений.

    Принципы обучения в России

    В РФ принципы системы образования определяются федеральным законом «Об образовании». Государственная политика нашей страны признает приоритетность обучения и обеспечивает право каждого на получение образования. Также закон устанавливает гуманистический характер обучения, обеспечение свобод личности, правовой культуры, патриотизма и гражданственности, рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде, сохранение здоровья и популяризацию ведения здорового образа жизни.

    Принципы образования в РФ устанавливают единство образовательного пространства, для обеспечения которого создаются стандарты на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Закон определяет автономию образовательных учреждений, свободу и академические права работников образования и обучающихся, демократический характер образовательной системы в России.

    Итак, в статье рассмотрены общие принципы образования, которые характерны для среднего, специального, дошкольного и дополнительного образования. Также приведена краткая характеристика принципов в нашей стране. Можно сказать, что нормы, принятые в России, полностью отвечают международным стандартам. Более того, большинство основных принципов образования сформулировали именно российские педагоги.

    1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

    2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

    3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

    4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

    5. Демократический характер системы образования.

    Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

    Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

    Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

    Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

    Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

    Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

    На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

    В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.